Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

14-21 ноября 2018, №47 (1313)
14-21 ноября 2018, №47 (1313)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

Они покоряли советское небо

Они покоряли советское небо
Фото: Последнее фото перед вылетом. Слева на право: штурман Левченко, Н.Я. Галковский (радист), С.А.Леванеский (командир экипажа), Н.Г. Кастанаев (второй пилот) и Н.Н. Годовиков (бортинженер). Аэродром Щелково, 12 августа 1937 год

Восемьдесят лет назад, 16 апреля 1934 года, в СССР были введены звания Героя Советского Союза. Первыми кавалерами высшей награды страны стали летчики Ляпидевскй, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин. Все они осуществили спасение челюскинцев в апреле 1934 года. Но фактически Леваневский получил золотую звезду под № 2 не за челюскинскую операцию.

В 1933 году экипажу Леваневского пришлось выполнять совсем другое задание на Дальнем Востоке. Американский летчик Джеймс Маттерн выполнял полет вокруг земного шара. На заключительном этапе Маттерн вылетел из Хабаровска и исчез.

Выяснилось, что американец совершил посадку на берегу реки Анадырь примерно в 80 километрах от окружного центра Чукотки и его самолет получил повреждения. Экипажу Леваневского было дано срочное задание доставить американца на Аляску.

Это был первый в мире перелет из Хабаровска в Анадырь с посадкой в штормовом море возле Охотска, полет над горами Камчатки и Чукотки на гидросамолете, на котором невозможно было совершить посадку на суше, вылет на перегруженной машине из Анадыря и посадка в тумане возле острова Святого Лаврентия, старт на американский поселок Ном с минимальным запасом горючего, на обратном пути - посадка на мелководное озеро на американском берегу и взлет в сложнейших условиях.

В конце следующего, 1934 года Леваневский решает осуществить перелет из Москвы в США над Ледовитым океаном. И 3 августа 1935 года АНТ-25 вылетел из Москвы, держа курс на Северный полюс. Когда самолет находился над Баренцевым морем, обнаружилась неисправность - утечка масла. Было принято решение - повернуть назад. Но никакой из аэродромов не взял на себя риск принять неисправную машину, перегруженную горючим. В конце концов, посадка прошла под Новгородом.

В 1936 году Леваневский получил правительственное задание ознакомиться с образцами гидросамолетов, производимых в США, и перегнать одну из машин в Москву.

Летчик остановил свой выбор на гидросамолете "Уолти-1-А". 5 августа 1936 года был дан старт перелета Лос-Анджелес - Москва, трасса которого прошла через Аляску, Чукотку и гидроаэродромы Арктики.

За этот перелет Герой Советского Союза Леваневский получил орден Трудового Красного Знамени.

А летом 1937 года начался новый перелет Леваневского через Северный полюс в Америку. Полет выполнялся на тяжелом четырехмоторном самолете ДБ-А под бортовым номером Н-209. Новая машина была гордостью тогдашнего авиастроения.

12 августа 1937 года Н-209 вылетел из Москвы. В Фэрбанкс на Аляске, где его ждали, самолет не прибыл. Согласно большинству источников, связь с экипажем прервалась вскоре после того, как была пройден Северный полюс. Радисты и радиолюбители всего мира внимательно вслушивались в эфир в надежде поймать позывной экипажа.

Звено тяжелых самолетов направляется на Землю Франца-Иосифа, два самолета посылаются на Аляску с одной целью - искать самолет. В этой работе принимают участие и американские летчики. Поиски, длившиеся почти год, не дали результатов.

Судьба самолета Н-209 и его экипажа стала одной из самых драматических и загадочных страниц в полярной авиации. И в наши дни изучаются версии маршрутов Леваневского.

До сих пор о последних часах полета Н-209 мы знаем немногим более, чем знали современники. До сих пор обсуждаются причины неудачи полета - технические недостатки самолета, неудачный выбор времени для старта в условиях полярной ночи.

Но как бы то ни было, имя кавалера золотой звезды под номером два Сигизмунда Леваневского навсегда осталось в истории авиации, в том числе и хабаровской. Памятника этому летчику до сих пор не поставили. Не поставят его и в нынешнем апреле - к 80-летию введения звания Героя Советского Союза.

Андрей Светлов
_____________________________________________________

Обломки самолета всё же нашли?

Экспедиция Русского географического общества в феврале 2013 года случайно обнаружила на Ямале обломки, которые могут принадлежать самолету H-209 летчика Главсевморпути Сигизмунда Леваневского.

Считалось, что этот самолет все же пропал в Якутии. Якутию всю перерыли, но машину не нашли.

- На самом деле, маршрут мог измениться, поэтому возможно, что найденный на Ямале самолет тот самый, - говорит заместитель председателя Ноябрьского отделения РГО Андрей Фандюшин.

Останков людей не обнаружили. Возможно, летчики покинули кабину, но не дошли до людей, предположил Фандюшин.

Члены Русского географического общества планировали в марте-апреле отправиться в новую экспедицию, чтобы детально осмотреть уникальную находку. В прессе о новой экспедиции ученых не сообщалось до сего дня.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -11, 6 м/c Ю-З

18.11
день
-6..-8
5 м/c  Ю-З
18.11
вечер
-9..-11
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.9931 -0.6228
EUR, ЦБ РФ
74.9022 -0.6336
JPY, ЦБ РФ
58.2695 -0.4462
CNY, ЦБ РФ
94.9869 -1.0596

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика