Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

24-31 октября 2018, №44(1310)
24-31 октября 2018, №44(1310)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

Забытый перелет «Украины»

Забытый перелет «Украины»
Фото: Бомбардировщик ДБ-3 - прототипом для него был ЦКБ-26, та самая «Украина», на которой совершил свой перелет экипаж Марии Нестеренко

(Окончание. Начало см. в № 48)

 Перед вами фрагмент неоконченной книги замечательного хабаровского журналиста Валерия Усольцева (07.01.1949 г. - 10.11.2010 г.). Этот отрывок он предложил редакции за пару недель до внезапной преждевременной кончины. Автор рассказывает о судьбе военных летчиц, пытавшихся побить рекорд дальности, установленный гражданскими в предвоенные годы.

 Снова недолёт

 ...Говорят, отчаянным везет. А в экипаже Марии Нестеренко были девушки отчаянные. У них даже мысли не было покинуть падающий чуть ли не камнем бомбардировщик с парашютом, они решили, что называется, до последнего бороться за живучесть машины.

 Их смелость и решительность были вознаграждены. Когда до земли уже оставалось всего 50 метров, неожиданно заработал остановившийся мотор. Видимо, заглох он по причине попадания в карбюратор льда. При повышении температуры окружающего воздуха кристаллы льда, забившие топливную систему, растаяли, а так как сектор газа летчицы не убрали и винты во флюгер не поставили, он запустился самостоятельно. Нестеренко и Михалёвой удалось сначала выровнять бомбардировщик, а затем вновь набрать высоту.

 За Уралом погода несколько улучшилась, но по радио на борт сообщили, что дальше по маршруту экипаж ожидают дожди, низкая,  до 100 метров, облачность. В районе Москвы тоже сильные осадки, туман.

У организаторов перелета не было сомнений, что сильный встречный ветер и семичасовая борьба экипажа с воздушной стихией привели к повышенному расходу топлива. Возникал риск вынужденной посадки из-за нехватки топлива. Взвесив все «за» и «против», в Москве приняли решение о прекращении перелета.

 Нестеренко оставалось только выполнить этот приказ. Наверняка делала она это с сердечной болью, потому как была настроена произвести посадку если не в самом Львове, то где-нибудь вблизи его.

Надо отдать дань летному мастерству капитана Марии Нестеренко, она благополучно произвела посадку на поле вблизи деревни Исаково Кировской области. Подъехавшие к месту посадки члены правительственной комиссии зафиксировали, что за 22 часа 32 минуты полета экипаж «Украины» в составе капитанов Марии Нестеренко и Марии Михалевой, старшего лейтенанта Нины Русаковой преодолели около 7 тыс. км. Этот полет был признан выдающимся.

Признаюсь честно, меня, как бывшего летчика, смущают эти цифры. Получается, что, несмотря на сильный встречный ветер и мощную «болтанку», некоторое время экипажу пришлось «тянуть» на одном моторе. А летели девчата против вращения Земли, что тоже «забирает» скорость, а значит, и повышает расход топлива. Средняя скорость полета составила 310 км/час. В реальность такого трудно поверить. Ведь один из выдающихся советских летчиков, испытывавший эту машину, Владимир Коккинаки в своем рекордном перелете Москва - Спасск-Дальний при более благоприятных погодных условиях, совершая полет по вращению Земли, развил среднюю скорость лишь в 307 км/час.   

Да и в «7 тыс. км» верится с трудом, хотя  это, конечно, больше рекорда женского экипажа «Родины» (5,9 км по прямой за 26 часов 29 минут). Но кто объяснит, каким образом расстояние от Хабаровска до Кировской области стало всего на 580 км меньше, чем от Москвы до Спасск-Дальнего. До которого, к слову, от Хабаровска еще 600 км... Да и до Москвы-то девушки не долетели порядочно. Не «натянута» ли цифра желанного для командования ВВС рекорда?

Мужество без награды

Позволял ли остаток топлива продолжить полет? Грамотно ли действовал экипаж на различных этапах драматического перелета? Почему, зная о неблагоприятных метеоусловиях на маршруте, перелет не был перенесен на более поздний срок?

Естественно, на все эти вопросы ответ должны были дать специалисты после тщательного анализа перелета. Но, оказывается, членов экипажа даже не опросили. Была лишь изъята полетная документация и бортовой самописец.

    

Правда, младшая сестра второго пилота Марии Михалевой Валентина уже в наши дни рассказывала, что через несколько дней после завершения перелета ее сестру возили ночью на беседу к Берии. И якобы Лаврентий Павлович выразил сожаление по поводу незавершенности перелета и невозможности присвоения членам экипажа звания Героя Советского Союза. Но пообещал, что награды все-таки будут. В разговоре он несколько раз спрашивал о поведении в полете командира корабля Марии Нестеренко...

   

Вероятно, подтасовку военных разгадали в правительстве и ЦК партии, и рекорд «Украины» не был учтен. Видимо, поняло руководство страны, что в международной авиационной организации (ФАИ) в такие показатели не поверят. Вот и остались девушки  без наград! И это при том, что муж Марии Нестеренко Павел Рычагов был, что называется, в фаворе у вождя, который лично дал ему рекомендацию в партию и склонил к такому же шагу наркома обороны маршала Клима Ворошилова.

 Хотя, считаю, что награды экипаж заслужил. Ведь девушки к подковёрной возне никакого отношения не имели. Более того, абсолютно уверен, если бы не было команды из Москвы, они продолжили бы свой полет к мировому рекорду.

 русакова.jpg

Штопор судеб

 19 октября 1940 года майор Мария Петровна Нестеренко была назначена заместителем командира полка особого назначения. Ее муж Павел Рычагов еще в августе того же года (месяц спустя после перелета «Украины») стал начальником ГУ ВВС РККА, а в феврале 1941 года - уже заместителем наркома обороны.

 Но 12 апреля 1941 года генерал-лейтенант Рычагов неожиданно для всех был снят с этих должностей и направлен на учёбу в Военную академию Генштаба РККА. Впрочем, неожиданно - это лишь для тех, кто не знал истинное положение дел в советской военной авиации. А в ней были очень высокая, часто ничем не оправданная, аварийность, низкая летная дисциплина и исполнительность. Хватало и других проблем, решать которые самый молодой главком ВВС за всю историю советской авиации (назначен в возрасте 29 лет) - не спешил. Или не мог? Более того, многие факты гибели летчиков и поломок самолетов им скрывались от руководства страны и становились известными из других источников.

 24 июня 1941 года Павел Рычагов по стандартному в то время обвинению в измене Родине и антигосударственном заговоре был арестован. В этот же день прямо на летном поле была арестована и майор Мария Нестеренко. В качестве обвинения ей предъявили то, что «будучи любимой женой Рычагова, она не могла не знать о его изменческой деятельности».

 Летчица-орденоносец Мария Нестеренко была расстреляна вместе с мужем 28 октября 1941 года в поселке Барбыш вблизи Куйбышева (ныне Самара). Говорят, на расстреле они стояли рядом...

Более счастливо сложилась судьба подруг Марии по ныне забытому перелету. Хотя легкими прожитые отважными летчицами годы назвать нельзя.

Во время Великой Отечественной второй пилот «Украины» Мария Михалёва командовала эскадрильей Су-2 в 103-м бомбардировочном авиаполку. В июле 1941 года в воздушном бою ее машина была подбита, а штурман - убит. Но летчица сумела посадить бомбардировщик в поле и через трое суток вернулась в полк.

Неоднократно отличилась капитан Михалева при штурмовке вражеских переправ, колонн с боевой техникой противника, при выполнении воздушной разведки. Она грамотно водила в бой свою эскадрилью, старалась не допустить потерь подчиненных ей экипажей бомбардировщиков.

    

Вернувшись летом 1941 года с очередного  боевого вылета, Мария после выполнения посадки потеряла сознание. Сослуживцы решили, что она ранена, но оказалось, что капитан ждала ребенка, поэтому ее откомандировали в тыл. 

  

Но и после рождения ребенка Мария Георгиевна Михалёва еще много лет провела за штурвалом крылатых машин, получила множество орденов и медалей. В запас уволилась в звании майора. Но и будучи на пенсии не сидела без дела - вела военно-патриотическую работу. Воспитала двух детей, а также внуков.

Штурман «Украины» Нина Ивановна Русакова многие годы проработала в НИИ ВВС, принимала участие в испытаниях более чем сорока типов самолетов и более двухсот наименований различного авиационного оборудования и приборов.

Естественно, в испытательных полетах случалось разное. Одна вынужденная посадка (на истребителе Як-3) была произведена летчиком-испытателем Русаковой на том месте, где сейчас стоит московский Первомайский универмаг. А однажды ей пришлось сажать очень трудный с точки зрения управления пикирующий бомбардировщик Пе-2 с сорвавшимися с бомбодержателей на закрытые створки бомболюков бомбами. И Нина совершила ювелирную посадку на капризнейшем при приземлении самолете, не дав бомбам разнести на кусочки дорогостоящую боевую технику и экипаж. Это позволило специалистам выявить недостаток в конструкции бомбодержателя, который уже привел  не к одному взрыву в воздухе, и устранить его.

Во время войны она неоднократно вылетала на Ленинградский и Волховский фронты, где помогала пилотам переучиться на новые истребители. Не случайно ратный труд полковника Нины Ивановны Русаковой отмечен многими наградами, среди которых ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды. Она стала первой женщиной в СССР, которой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1959 года было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель».

После увольнения в отставку Нина Ивановна продолжала вести активную общественную жизнь, вырастила двух сыновей, которые тоже стали авиаторами, помогала им растить своих внуков.

К сожалению, сейчас этих героинь тоже нет в живых. И очень жаль, что сейчас о перелете, стартовавшем 28 июля 1940 года с Большого аэродрома Хабаровска, практически никто не знает. Правда, надо отдать должное землякам Марии Нестеренко, которые недавно открыли на ее малой родине в Будах на Харьковщине мемориальную доску, посвященную выдающейся советской летчице. Давайте и мы, хотя бы сейчас, спустя 70 лет, вспомним об этом...

 

Валерий Усольцев

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -11, 6 м/c Ю-З

18.11
день
-6..-8
5 м/c  Ю-З
18.11
вечер
-9..-11
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.9931 -0.6228
EUR, ЦБ РФ
74.9022 -0.6336
JPY, ЦБ РФ
58.2695 -0.4462
CNY, ЦБ РФ
94.9869 -1.0596

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика