Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

25 ноября - 2 декабря 2020, №48 (1416)
25 ноября - 2 декабря 2020, №48 (1416)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Эксперт: Дегтярёв демонстрирует эффективную работу власти

Комментировать

Мост на Сахалин начертили углем?

Мост на Сахалин начертили углем?

Главгосэкспертиза приступила к аудиту проекта строительства железнодорожного перехода на Сахалин, который предварительно оценивается почти в 600 млрд рублей. Но для старта стройки, говорят эксперты, потребуется политическое решение на уровне руководства страны, как было в случае с Крымским мостом. Однако серьезных объемов пассажирских перевозок на мосту с материка на Сахалин ждать не приходится, основой же грузовой базы, вероятно, станет уголь.

Но смогут ли сахалинские власти убедить жителей в безопасности размещения на острове новых экспортных угольных терминалов, да еще на фоне протестов в Хабаровском крае?

Стадия аудита

По словам и. о. начальника Дальневосточного филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игоря Кохана, документация по строительству железнодорожной линии Селихин – Ныш, включая сооружение через пролив Невельского, поступила на рассмотрение в учреждение.

«Особо подчеркну, это предпроектная стадия. Мы рассматриваем документацию с точки зрения технологически-ценового аудита», - заявил Кохан.

Разработку основных проектных решений для строительства инфраструктуры под сухопутное сообщение материк-Сахалин по заданию РЖД возложили на институт «Дальгипротранс» (Хабаровск). Как сообщил на совещании в Южно-Сахалинске и. о. замруководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Эдуард Бурдинский, проект предварительно оценивается в 576 млрд рублей без НДС. Из них 226 млрд предусмотрены на мостовой переход с подходами и 350 млрд – на железнодорожную линию, которая пройдет по территории Хабаровского края (нужно построить более 450 км пути) и Сахалинской области (127 км).

На линии Селихин – Ныш предусмотрено строительство большого количества искусственных сооружений: свыше 400 водопропускных труб, 100 малых и средних мостов, 35 больших мостов, 27 автодорожных и железнодорожных путепроводов. Самым крупным инженерным объектом, безусловно, станет переход между Сахалином и материковой частью.

Ранее эксперты признали оптимальным вариантом строительство моста от мыса Лазарева до мыса Погиби, где наиболее узкий участок пролива Невельского. Там нужно возвести основной мостовой переход длиной около шести км, а также подходные дамбы в пределах акватории: один км - со стороны материка и чуть более двух км — со стороны Сахалина.

Только для монтажа пролетных строений через пролив Невельского понадобится свыше 86,5 тыс. тонн металлоконструкций. Еще почти 180 тыс. тонн металла пойдет на фундамент опор моста - куст свай из металлических труб диаметром три метра поверху объединять железобетонным ростверком. Монолитного железобетона нужно более 700 тыс. кубометров.

Путь к загрузке

Идея создания перехода материк-остров принимает новое звучание после завершения проекта переустройства сети железнодорожных сообщений на Сахалине. Работы стоимостью свыше 40 млрд рублей шли на островной магистрали с 2003 года. Их итогом стал перевод на широкую колею порядка 950 км путей, замена 390 стрелочных переводов, реконструкция 171 моста.

31 июля после реконструкции открылось движение поездов на участке Холмск - Шахта. Фактически это стало финальным событием перешивки островной магистрали с колеи 1067 мм на 1520 мм - доставка грузов по всему Сахалину стала осуществляться в едином технологическом процессе, без смены тележек у вагонов.

«Переустройство железной дороги на Сахалине – это первый шаг. Следующим шагом, чтобы была отдача от затраченных средств в островную магистраль, чтобы шло развитие территории, активную роль в экономике играл предприимчивый бизнес, надо строить дорогу Селихин – Ныш», - убежден замгендиректора по науке АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ) Сергей Шарапов.

(...) Сейчас объемы транспортировки по островной магистрали невелики. Ежегодно со станций Сахалинского региона ДВЖД отправляется около одного млн тонн различных грузов, примерно столько же принимается с паромной переправы Ванино – Холмск... Согласно же прогнозам ИЭРТа, с перевозками по линии Селихин – Ныш островная магистраль дополнительно получит 10-12 млн тонн ежегодно – и это без порта в Ильинске, а с ним - порядка 40 млн тонн.

Альтернатива Ванино

«Идея, связанная с круглогодичным переходом остров-материк, заключалась в том, что порт Ванино не справляется с объемами перевозки, и надо через мост отклонить грузопоток на Сахалин, и здесь развить большой порт. Тогда может что-то получится. А так островная магистраль будет дорогой местного значения. Тем более в области основательно развивается автотранспорт, вытесняя железнодорожный», - говорит Борис Мозговой, начальник Сахалинской железной дороги в 1995-1999 годах.

Согласно программе модернизации БАМа и Транссиба, к 2025 году возможности ДВЖД должны обеспечить подвод к Ванинскому узлу до 83,4 млн тонн грузов ежегодно. Причем этот объем фактически будет заполнен действующими стивидорными компаниями.

Компания «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК) получила статус резидента Свободного порта для реализации планов по увеличению мощности терминала в бухте Мучке до 40 млн тонн перевалки угля в год. Недавно приступивший к работе терминал «ВаниноТрансУголь» (группа компаний «Колмар») планирует довести ежегодные отгрузки топлива до 24 млн тонн. О намерениях по увеличению грузооборота – до 15 млн тонн - уведомлял «Ванинский морской торговый порт».

Холдинг «А-Проперти» планировал увеличить отправки с Эльгинского разреза до 30 млн тонн ежегодно и хотел создать терминал на мысе Веселом, недалеко от Совгавани. Однако жители поселка Заветы Ильича недавно устроили митинг - выступили против начала строительства терминала, вырубки лесов и соседства с «пыльным» предприятием. Не прельстили людей даже инвестиции в развитие порта и социальной инфраструктуры. В итоге компания сообщила муниципальным властям, что отменяет стройку.

Желание организовать экспорт через терминалы Хабаровского края изъявляли другие компании. Однако власти Приморья и Хабаровского края указывали на дефицит железнодорожных и портовых мощностей. Совокупный спрос на создание угольных логистических мощностей в точке окончания БАМа и есть основной аргумент на строительство моста. Как это ни странно звучит, чем больше проектов «сорвутся» в Ванино, тем более весомо строительство моста в качестве альтернативы.

У Сахалина особые отношения с угольной отраслью. В регионе развита угледобыча, частности, в порту Шахтерск действует угольный терминал с рейдовой перегрузкой. С другой стороны, Южно-Сахалинск еще в 2014 году практически избавился от угольной генерации (уголь на ТЭЦ в небольших объемах, но поступает), и с тех пор экологическая риторика и забота о здоровье жителей – ключевые аспекты политики региональной власти.

Как в этой политконфигурации обосновать проекты по строительству крупных мощностей по перевалке «чужого» угля, не уперевшись в резонные вопросы сахалинцев? Сейчас основным тезисом в пользу моста на уровне региона является гипотетическое снижение стоимости логистики для товаров народного потребления, но с перспективой появления новых терминалов вряд ли найдутся доводы убедить сахалинцев забрать у хабаровчан даже часть портовой угольной пыли.

Как в Крыму?

Директор представительства АО «Вагонная ремонтная компания-1» в Хабаровске Сергей Тишкин отмечает, что с запуском линии Селихин – Ныш исключились бы проблемы в доставке грузов на остров.

«Думаю, многим сегодня стало проще, поскольку перестановки вагонных тележек производить теперь не надо. Но паромная переправа остается серьезным барьером. В свое время было построено 10 паромов, а сейчас в эксплуатации – три. Собственнику подвижного состава важно, чтобы его вагон работал, но доставка паромом увеличивает время перевозки - туда-обратно надо минимум сутки, это при хорошей погоде. А если шторм и сложности на станциях Ванино и Холмск - оборот вагона замедляется, притом что затраты оператора за счет морской платы увеличиваются», - отмечает Тишкин.

По его словам, на Сахалине много инициировалось различных инвестпроектов, но значимых объемов перевозки не будет, пока не появится мост. «Считалось, что примерно 30% из растущего грузопотока, который, адресуется Ванино, Сахалин, если будет ответвление, сможет забрать на порты, которые пустуют: Холмск, Корсаков, Невельск. И общий поток увеличился бы, и логистика стала лучше - сахалинские порты гораздо ближе к Японии или Кореи, чем тот же Ванино. До японского Хоккайдо из Корсакова – 4 часа на пароме. С мостовым переходом развитие получил бы не только Сахалин, но и районы Хабаровского края – закрылась бы потребность сезонного северного завоза практически до Николаевска-на-Амуре».

«Приходится слышать от экономистов, что соединение материка с Сахалином обойдется стране очень дорого при неясной окупаемости затрат... Я говорил оппонентам, хорошо, допустим, экономически проект не оправдан, но когда строили Транссиб, никаких объемов на тот момент не проглядывалось тоже. Если бы ваш подход применялся всегда, то Транссибирской магистрали сейчас бы не было. Но разве можно представить Россию без Транссиба?!», - рассуждает Анатолий Васильев, профессор Российского университета транспорта.

Как считает Сергей Шарапов, по проекту соединения Сахалина с материком нужна принципиальная позиция на правительственном, президентском уровне, как было в случае с Крымским мостом.

В то же время вопрос рентабельности перевозок остается существенным для реализации проекта. Большая часть прогнозного грузопотока – низкодоходный для перевозчика уголь. Кроме того, спрос на угольную продукцию на азиатских рынках будет зависеть от многих факторов.

Не стоит забывать и о социальных последствиях, с которыми сталкиваются портовики Находки и Ванино в свете растущего экспорта угля. Население припортовых городов выражало протест ухудшающейся экологической обстановкой, и сейчас стивидорам приходится дополнительно инвестировать в природоохранные мероприятия...

Павел Усов,

eastrussia.ru


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -13, 5 м/c Ю-З

29.11
день
-8..-10
5 м/c  Ю-З
29.11
вечер
-11..-13
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
75.8599 0.4081
EUR, ЦБ РФ
90.4629 0.4338
JPY, ЦБ РФ
72.9177 0.5731
CNY, ЦБ РФ
11.5245 0.0442

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика