Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

25 ноября - 2 декабря 2020, №48 (1416)
25 ноября - 2 декабря 2020, №48 (1416)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Эксперт: Дегтярёв демонстрирует эффективную работу власти

Комментировать

"Улэн Го" – хорошее направление

"Улэн Го" – хорошее направление
Краевой фестиваль «Улэн Го» длился как хорошая свадьба – аж три дня! Сначала артисты, представляющие культуру народов Севера, устроили однодневный тур по региону. Затем праздник прошел во всем известном селе Сикачи-Алян, ну а под занавес гала-концерт и образцы прикладного искусства аборигенов Дальнего Востока увидели жители краевой столицы. Здесь, к примеру, можно было расспросить мастериц о том, как вываривают материал для эффектного украшения – медвежьего черепа!
В начале октября в Хабаровске прошел очередной фестиваль коренных народов «Улэн Го». Для начала участники фестиваля в нанайском национальном селе Джари гостей учили создавать сувениры из рыбьей кожи, обереги из бересты и готовить национальные нанайские блюда. Талу, к примеру.
А еще всем показывали обряд встречи гостей «Агдапси бачин» и обряд очищения «Иличиори». Затем в селе Селихино в Комсомольском районе прошла презентация центра славянской культуры «Славянский дом». Также всех желающих ждали мастер-классы по изготовлению сувениров из рыбьей кожи «Серебряная чешуя», по изготовлению оберегов из бересты «Талома» и музыкальные «Ритмы бубна». Естественно, не обошлось и без концерта молодежных творческих коллективов «Древо жизни».
Основная же программа фестиваля «Улэн Го», что в переводе на русский значит «хорошее направление» прошла в селе Сикачи-Алян и Хабаровске. На выездном празднике в национальном селе побывало около полутора сотен артистов. В том числе с Камчатки, Приморья, Якутии и других регионов. Естественно, здесь тоже был обряд встречи гостей, была традиционная экскурсия к знаменитым петроглифам, дегустация национальной кухни «Амта», а также выставка-ярмарка мастеров декоративно– прикладного искусства «Пакси». И пока кто-то отдыха, часть участников фестиваля за круглым столом обсуждали вполне серьезные вещи – например, сохранение нематериального культурного наследия дальневосточных народов, а также современные тенденции развития деятельности молодежных фольклорных ансамблей.

***

Ну а лучших выступавших артистов отобрали на гала-концерт, что прошел в воскресенье на площадке ГДК в Хабаровске.
Финальный гала-концерт фестиваля открыли театрализованным представлением по мотивам нанайской легенды «Три солнца». Она рассказывает о том, что когда-то на небе было разу светила, но удалым охотникам из числа наней стало слишком жарко. По очереди он подстрелили из лука два лишних солнца, после чего климат на Земле пришел в норму.
Вслед за ними выступили гости фестиваля – ансамбль «Юктэ» из республики Саха. Парни и девушки с оленьими рогами в руках помогли зрителям проникнуться культурой северного народа. А вот творческая команда из Совгавани, именуемая «Аньяха Хаджи», пошла другим путем: в постановке «Духи шамана» они представили современное видение орочского обряда общения шамана с его покровителями. Кто-то, может, и возмутится: «Не канон!», но на все возражения можно ответить тем, что «Улэн Го» – фестиваль молодежный. Что же плохого в том, чтобы подать традиции в формате, понятном нынешним поколениям «миллениалов» и «зумеров»?
Внимание многих зрителей привлекло и выступление корякского ансамбля «Ангт». В своем танце, как это нередко принято у дальневосточных аборигенов, они пародировали поведение морских животных. Девушки кружили по сцене то под крики чаек, то весело двигали руками, словно довольные морские котики. Только на фоне пугающих новостей об экологической катастрофе на Камчатке, происходящее на сцене далеко не всем показалось умилительным…
– Да ведь они совсем как те, что на берегу мертвыми лежали! – шепотом, едва сдерживая слезы, прошептала моя соседка по креслу.
Затем артисты «Ангта» показывали зарисовки из жизни камчадалов, а вскоре их сменили другие конкурсанты. Среди них – приглашенные звезды: этно-певица Саина из Якутии и эвенкийский певец Владимир Хоменко.

***

Пока одни представители коренных народов развлекали гостей на сцене, другие презентовали свои работы на выставке. Здесь можно было, к примеру, найти книги о быте народов Севера, и костюмы из Якутии, и изделия ручной работы. На одном из столов даже лежал резной череп!
Оказалось, это работа удэгейских мастеров.
– У нас село охотничье. Пошли мужики на зверя и встретились с медведем. Пристрелили, сыну моему целую голову принесли, – рассказала мне Галина Канчуга, мастерица из стойбища Фуля в Приморье. – А сын резьбой по кости занимается. Но обдирать мышцы абы как нельзя: если хоть кусочек мяса на черепе останется, загниет. Вот и пришлось ему по специальной технологии ее на определенной температуре три часа подряд вываривать, а потом быстро менять воду. Мясо слезло все. Оставалось только просушить и нанести узор. Это традиционный узор нашей общины – стойбища Фуля в Красном Яре.
– А эти кожаные изделия наши мастерицы в национальном парке «Бикин» делали уже из привозного сырья, – показывает Галина. – Выделывать шкуры традиционным способом – очень трудозатратно. Я пробовала: уксусом и солью на бубен один обработала и несколько шкур изюбря. Тяжело, потому что шкуры большие, тара нужна объемная. Но, если сильно постараться, то можно и дедовскими методами. Но мы приобрели специальные химикаты, чтобы упростить процесс.
...На фестивале было много интересного, жаль, если вас не было с нами. Ждем всех на следующем «Улэн Го»! 

Ольга Цыкарева
Фото автора


Между тем
«Мария и я» претендует на маску
В число номинантов Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска» попал спектакль «Мария и я» Хабаровского театра юного зрителя. Постановка заявлена в номинации «Эксперимент» XXVI фестиваля, сообщили в Минкультуры края.
На создание «контактного» спектакля на сложную тему социализации «особенных» детей в обществе режиссера Ивана Куркина вдохновил одноименный графический роман Мигеля Гаярдо. В центре повествования 12­летняя дочь автора Мария, у которой аутизм.
– Мы увидели в этой истории почву для диалога, повод для театральной коммуникации на тему «я и другой». Мы хотим, чтобы зрители, проходя через непривычную форму спектакля, ощутили важность контакта с Марией, необходимость ее и нашего существования, необходимость каждой жизни, какой бы причудливой на первый взгляд она ни была, – рассказал режиссер.
На площадке экспериментальной постановки одновременно могут находиться лишь 10 зрителей. На территории Марии – только по одному. Так зритель становится полноправным участником действия. Показы спектакля прошли в Москве на сцене Нового пространства Государственного театра Наций.
Стоит напомнить, что в 2018 году Хабаровский ТЮЗ получил «Золотую маску» за спектакль «Детство» по повести Льва Толстого.

Валерий Лапин

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -13, 5 м/c Ю-З

29.11
день
-8..-10
5 м/c  Ю-З
29.11
вечер
-11..-13
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
75.8599 0.4081
EUR, ЦБ РФ
90.4629 0.4338
JPY, ЦБ РФ
72.9177 0.5731
CNY, ЦБ РФ
11.5245 0.0442

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика