Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

1-8 мая 2019, №19(1336)
1-8 мая 2019, №19(1336)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

На зависть Хогвартсу

На зависть Хогвартсу
Фото: Во время визита на Дальний Восток министр образования РФ Ольга Васильева (в центре) рассказывала об опорных школах и проекте «Земский учитель», который призваны решить больную проблему «утечки кадров». Фото khabkrai.ru
Сразу три опорных школы Российской академии наук появятся в Хабаровском крае. Об этом сообщили в пресс-службе краевого правительства по итогам визита министра просвещения страны Ольги Васильевой. Замечательная идея борьбы с региональной «течкой мозгов» ученых пока, правда, выглядит немного фантастической: сегодня выдуманная школа волшебников Хогвартс, где учился удачливый Гарри Поттер, выглядит более престижно, чем малооплачиваемые и исчезающие на глазах научные учреждения и работающие в них сотрудники.  
Высокий уровень 
В нашем крае появятся три опорных школы РАН. Как передает пресс-служба регионального правительства, такие школы будут работать на базе гимназии № 5, математического лицея в Хабаровске и лицея № 1 в Комсомольске-на-Амуре. Стоит отметить, что всего по стране для «опорного» проекта отобрано 110 образовательных учреждений в 32 регионах. И кроме трех элитных заведений в нашем крае на Дальнем Востоке планируется открыть еще две в Приморье: в гимназиях №1 и №4 во Владивостоке.
«Школы выбирала Российская академия наук, исходя из рейтинга образовательных учреждений, которые существуют в стране. Кроме того, учитывалось местоположение и наличие академических институтов с подходящей структурой. Ежегодно стране необходимо 10 тысяч молодых ученых. Главная задача – сделать все возможное, чтобы дети в таких школах смогли развиваться и впоследствии продолжить исследования в своем регионе», – указала министр просвещения РФ Ольга Васильева во время визита в Хабаровск.
Проект опорных школ получил одобрение на самом высоком уровне. Как рассказал «Клубу Регионов» вице-президент Российской академии наук, профессор, доктор физико-математических наук Алексей Хохлов, эту инициативу президент РАН Александр Сергеев обсуждал с Владимиром Путиным. «Мы предложили наш проект, чтобы ученые могли проводить для школьников дополнительные курсы, чтобы можно было познакомить их с современной наукой. А дальше уже пошла работа с регионами, в каждом из 32 субъектов РФ мы начали искать человека, который мог бы быть ответственным за этот проект. Мы выбирали людей, которые имеют опыт работы со школьниками, которые будут вкладывать душу в этот проект и так далее», – уверяет академик.
«Почему не мы?!»
Как полагает вице-президент РАН, академия будет работать в опорных школах с учениками и учителями, «начиная от учебных программ и заканчивая преподаванием, и предоставлением настоящего научного оборудования, и участием в создании лабораторий на базе школ». Академик уточнил, что участвующие в проекте школы перейдут из муниципального подчинения в региональное.
Алексей Хохлов отметил, что в территориях, где РАН будет создавать такие школы, отнеслись к проекту с большим энтузиазмом: «Было много регионов, которые спрашивали: «Почему не мы?» Но тут уж мы отталкивались от результатов ЕГЭ, олимпиад, месте школ во всероссийском рейтинге: мы искали школы, в которые стоит вкладывать силы».
Профессор, академик Российской академии образования, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 (Москва) Евгений Ямбург обратил внимание, что участие регионов в проекте создания опорных школ отвечает задачам, озвученным президентом, и потребности населения. Сам он руководит общероссийским проектом по созданию госпитальных школ при детских онкоцентрах. «Кстати, в Хабаровском крае мы такую школу уже открыли. И там люди хотят, чтобы образование было лучше, и в регионе есть потенциал для того, чтобы это сделать», – указал он.
«Есть запрос на качественное образование, и если это образование опирается на серьезную глубокую науку, то результаты будут, – продолжает Ямбург. – Другое дело, что это затратная вещь. Чтобы образование было современным, мало просто хотеть этого. Сейчас появились совершенно новые инструменты, без которых образование просто не может быть современным, – это 3D-прототипирование, это робототехника, это серьезная работа, связанная с экспериментальной деятельностью. От мела и доски передовые российские школы давно уже ушли. Так что это абсолютно верное направление, тем более что президент поставил задачу войти в первую десятку и даже в тройку по образованию».
При этом московский профессор подчеркнул, что, как правило, инновационное образование развивают школы в Москве и Санкт-Петербурге, а вот дотационным регионам идти по этому пути сложнее.
Остановим «утечку»!
Проект РАН предполагает создание базовых школ по различным моделям: профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов, школа-лаборатория, школа при университете. В данном случае опорные школы в Хабаровском крае будут иметь физико-математическую и информационно-технологическую, а также филологическую направленность, сообщил вице-президент РАН Алексей Хохлов. 
«Базовые организации, которые будут отвечать за образовательную часть, – это региональные университеты и научные институты. Естественно, это создает дополнительные связи, и с большой вероятностью можно сказать, что те ученики, которых будут пестовать еще со школьной скамьи, будут дальше развивать свою карьеру в этих организациях», – считает академик. Таким образом, для регионов, особенно таких удаленных от Москвы, как Хабаровск, опорные школы РАН могут стать основой для борьбы с «утечкой мозгов» и качественного развития собственных научных центров.
«Молодые люди, окончившие такие школы, смогут в дальнейшем строить научную карьеру в региональных научных центрах», – оптимистично считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина. 
При этом она отметила, что только создания опорных школ РАН для этого мало. «Выпускнику такой школы нужно дать четкую индивидуальную траекторию развития, вплоть до вариантов мест работы после окончания вуза. Это могут быть классические НИИ, опытные производства, высокотехнологичные стартапы. Спайка общеобразовательных школ с научным уклоном, крупных региональных университетов, бизнес-инкубаторов может привести к возникновению мощных кластеров, которые будут работать на развитие региона», – бодро провозглашает депутат-«фронтовик».
Объемная задача  
На краевом уровне все эти красивые планы и слова особо не комментировали. Как известно, главное у нас сегодня - это цифры бюджетного финансирования, а об этом в этот раз чиновники особо не распространялись. Разве что в прессу забросали цифрами о том, что «сегодня интеллектуальный потенциал Хабаровского края – это 3,5 тыс. научных работников, включая около 400 докторов наук, более двух тыс. ученых и специалистов в возрасте до 35 лет. Научно-педагогические кадры готовят в аспирантурах девяти вузов и семи научных организаций». Много ли это или мало не очень понятно. Как живут и выживают ныне местные ученые - тоже особо не освещается.  
Косвенно об этой грустной теме можно, к примеру, узнать из наших недавних публикаций 
«Прощай, институт рынка?» (№ 45 от 31.10- 07.11.2018 г.) и «Бюджетная недостаточность» (№ 48 от 21-28.11.2018 г.), где известный хабаровский ученый-экономист Вадим Заусаев рассказывал: как сегодня чиновники, по сути «убивают» сложившиеся научные коллективы и серьезные научные исследования в регионе.
Ну а у большинства хабаровских школ, помимо трех осчастливленных Москвой элитных заведений, задачи сейчас более приземленные. Так, в ходе визита московского министра наш краевой министр образования и науки в очередной раз сообщила о том, как в крае продвигаются к давно провозглашенной заветной цели.     
- Строительство образовательных объектов поможет решить вопрос с ликвидацией второй смены. Это достаточно объемная задача. Только одному Хабаровску, чтобы перевести всех детей на обучение в первую смену, потребуется 10 больших школ. Мы продвигаемся в решении этого вопроса. Понимаем, что темпы нужно наращивать, и рады, что со стороны федерального центра есть поддержка, - дипломатично отметила Алла Кузнецова.
При этом в пресс-службе правительства края указывают, что сейчас в рамках нацпроекта «Образование» в крае ведутся работы по строительству трех образовательных объектов. Это школа на 800 мест в Волочаевском городке в Хабаровске, школа на 300 мест в селе Найхин Нанайского района и пристройка на 20 мест к школе села Бриакан района им. Полины Осипенко. Планируется, что работы будут завершены к 2020 году. На эти цели предусмотрено 1,8 млрд рублей. 
Учитывая даже эти оптимистичные планы, прикиньте - к какому году со второй сменой покончат в краевой столице? 
Семён Дубов

Между тем 
На сдачу ГИА в крае зарегистрировалось 13 тысяч девятиклассников
Завершился прием заявлений от обучающихся 9 классов на участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) в 2019 году. На сдачу экзаменов зарегистрировались 12999 девятиклассников.
«Для получения аттестата об основном общем образовании выпускникам необходимо успешно сдать 4 экзамена, которые включают в себя обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Математика», а также два предмета по выбору обучающихся», - рассказала начальник отдела минобрнауки края Екатерина Кошельникова. В рейтинге предметов по выбору лидирует обществознание, этот предмет собираются сдавать 66% обучающихся, на втором месте – информатика и ИКТ (34%), третье место занимает география (32%).
ОГЭ для выпускников 9-х классов пройдет в 2019 году в три этапа: досрочный – с 22 апреля по 14 мая, основной – с 24 мая по 02 июля и дополнительный (сентябрьский) – с 03 сентября по 21 сентября.
Как сообщает minobr.khabkrai.ru, если выпускник получил на ГИА-9 неудовлетворительный результат по одному или двум из сдаваемых учебных предметов, то он может повторно сдать эти экзамены в резервные дни. Если выпускник получил на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получил повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов при пересдаче в резервный день, то он может еще раз пройти ГИА-9 по соответствующим учебным предметам в дополнительные сроки в сентябре.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +19, 3 м/c С-В

27.05
день
+21..+23
4 м/c  С
27.05
вечер
+17..+19
4 м/c  Ю-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
64.6106 0.0000
EUR, ЦБ РФ
72.3186 0.0000
JPY, ЦБ РФ
58.9916 0.0000
CNY, ЦБ РФ
93.5721 0.0000

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика