Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

14-21 августа 2019, №34(1351)
14-21 августа 2019, №34(1351)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Не дразните Ждуна!

 Не дразните Ждуна!
Фото: Вот такой Ждун был выставлен в 2017 году в одном из крупных торговых центров Хабаровска. У горожан фигура имела успех, а вот предпринимателям любого уровня нынче стоит подумать о последствиях. Фото Ольги Григорьевой
Незаконное использование товарного знака - такие дела нынче не редкость в хабаровских судах. Ведь продавцы плюшевых «Смешариков», «Фиксиков» и «Смурфиков» редко задумываются об авторских правах на реализацию игрушек, и совершено зря! Так что если вы не хотите внезапно и на совершенно законных основаниях заплатить правообладателю сумму в 500-700 тысяч рублей, стоит прислушаться к советам юристов. Хотя совсем без потерь в такой ситуации, видимо, обойтись не получится.
«Не дразните Машу!» - так называлась наша публикация в февральском номере 8 за прошлый год. В ней мы рассказывали, как знаменитый киногигант «Дисней», а также наше ООО «Маша и медведь», владеющее авторскими правами на использование персонажей известного мультика, музыки и других материалов сериала, в массовом порядке борются и наказывают через суд предпринимателей, торгующих контрафактом.
Звено в цепи
Сегодня эту тему продолжает Зинаида Романова, юрист компании «Батискаф», которая в своей статье на примере легендарного персонажа по прозвищу Ждун рассказала, как уменьшить вред от таких исков.
Прежде всего, надо знать, что чаще всего владельцы передают права на свой бренд в рамках агентского или субагентского договора компаниям-посредникам, которые потом самостоятельно реализуют товары и защищают авторские права. Так что судиться за незаконное использование бренда с нарушителями закона будет, скорее всего, не автор, а лицензиат, которому передали права.
Напомним, ажиотаж со Ждуном начался весной 2016 года, когда голландская художница Маргарет ван Брифорт создала скульптуру безногого серого существа с головой северного морского слона. Его фото попало в интернет, из-за бешеной популярности на рынке появились мемы, игрушки, значки и одежда с изображением неведомой прежде зверушки.
Чтобы самой не судиться за незаконное использование своего детища в коммерческих целях, художница передала авторские права на бренд московской компании CD Land. А деньги здесь замешаны нешуточные: к примеру, прошлым летом арбитраж Москвы обязал «Мегафон» выплатить компании «Си Ди Лэнд Контакт» за незаконное использование бренда в рекламе аж 8,6 млн руб. компенсации!
Компания CD Land передоверила права еще нескольким фирмам, по цепочке. В итоге, некоммерческая организация «Красноярск против пиратства», которая приходит к предпринимателям у нас в Хабаровске - уже четвертое звено цепочки.
Штрафной прайс
для пиратов
Процесс выявления контрафакта обычно выглядит так: в магазин приходит тайный покупатель, покупает пиратскую копию и забирает чек. Весь процесс снимают на скрытую камеру. Вскоре в торговую точку поступает предложение досудебного урегулирования. В претензии будет фото конкретного купленного Ждуна и копия товарного чека на его покупку. А также целый пакет документов.
В «письме счастья» требуют выплатить компенсацию и навсегда убрать контрафакт из продажи. И за плюшевого Ждуна стоимостью 520 рублей с вас запросят 50 тысяч. Это если не доводить до суда и заплатить в течение двух дней. С обращением в суд такса возрастает до 100 тысяч.
Кстати, по каждому бренду выставляется своя ставка для досудебного урегулирования. За китайских Angry Birds, скажем, просили 20 тысяч, за куколок Lol - уже 100–200 тысяч рублей. По закону за нарушение авторских прав сумма компенсации составляет от 10 тысяч до пяти миллионов рублей.
Требования компенсаций поставлены на поток - в организации работает штат юристов, которые ежедневно отправляют досудебные требования предпринимателям. Сам процесс выбивания компенсации напоминает действия коллекторов. Сначала вам разъясняют, что вы нарушили закон, а потом дают варианты. Сначала - плохие, потом - приемлемые. Потом предлагают все решить, не доводя до суда. Предприниматель может выбрать любой вариант. Но зачем же любой, если за него уже нашли самый лучший?!
Учтите главное: по закону продавец контрафакта виноват - в любом случае. Чек и видео покупки - надежные доказательства, чтобы заставить продавца заплатить. Идти в суд есть смысл, если прилетело сразу несколько исков. В этом случае сумма иска может достигать от нескольких сотен до миллиона рублей. К примеру, В Хабаровске уже есть клиенты, на которых подали исков на общую сумму в 700 тысяч!
Кстати, в суде чаще всего получается уменьшить сумму в десятки раз, успокаивает юрист «Батискафа». Однако если от предпринимателя или компании требуют компенсировать одного Ждуна, выгоднее заплатить и решить дело без суда. Ведь при судебных тяжбах придется оплатить услуги своих юристов и компенсировать истцу судебные издержки - стоимость игрушки, почты, выписок. Компенсация судебных издержек выигравшей стороне обычно не превышает тысячи рублей, потому что все юристы штатные.
Прощай, Маша!
Брать деньги за каждого нового обнаруженного у вас Ждуна или Машу не имеют права. Нельзя прийти на следующий день и сделать еще одну контрольную закупку. Вернее можно, но известен прецедент, когда предпринимателю удалось доказать, что цель множественных исков - не защита правообладателей, а намеренное получение дохода. В суде доказали, что некоммерческая организация не защищает права, а зарабатывает деньги. Нарушение признали длящимся, а новые иски аннулировали.
Тем не менее, по закону всех нелегальных «Смешариков» придется выкинуть или уничтожить. Чтобы продавать дальше, нужно заключить договор с официальными дистрибьюторами и покупать у них лицензионные игрушки. Если игрушку увидят снова, все равно выставят новую претензию, а вам придется опять защищаться. Если у вас нашли только один контрафакт бренда и предложили досудебное урегулирование, попробуйте поторговаться и заплатите. Это дешевле, чем идти в суд, советует blog.btskf.ru.
Если нашли несколько подделок разных брендов и по каждому выставили претензию, идите в суд, чтобы снизить суммы компенсации и обойтись малой кровью. Не платить ничего не выйдет в любом случае. Продавец контрафакта по-любому не прав. Зато вместо нескольких сотен тысяч рублей можно заплатить в десятки раз меньше.
К вам пришли -
что делать?
Прежде всего надо внимательно изучить документы. Обращайте внимание на то, чтобы в пакете были все необходимые доверенности, чтобы у этих доверенностей были актуальные сроки действия, чтобы стояли все необходимые подписи. Чтобы подписи были от указанных в документах лиц.
Проанализировать документы поможет опытный юрист. Если видите, что требования обоснованные и документы в порядке, проанализируйте судебную практику в вашем регионе по аналогичным инцидентам. Вдруг кто-то уже выигрывал подобные дела?
Если видите, что лучше договориться, звоните представителям и разговаривайте о снижении цены. Посчитайте - сколько уйдет на суд и сколько на досудебное урегулирование. Сравните, что менее затратно в вашей ситуации. Можно написать в уполномоченные комитеты правительства края по торговле с просьбой защитить малый бизнес от рейдерских захватов и попыток заработка. Потому что для многих предприятий несколько исков на сумму в 700 тысяч рублей - неподъемные деньги.
А лучше всего, конечно, быть готовым к этой ситуации заранее. Рассвет бизнес-пиратства позади, контрафакта лучше избегать...
Олег Потапов

8400 исков - подано правообладателями к пиратам в РФ в 2013-2017 годах
50-700 тыс. руб. - диапазон исковых претензий к нелицензионной продукции

 Поддержка
«Горячую линию» для бизнеса открыли в крае
По телефону 8800-555-3909 бизнесмены и инвесторы региона теперь могут записаться на бесплатную консультацию к юристу, экономисту, бухгалтеру, запросить информацию о действующих мерах господдержки, а также узнать другую полезную информацию.
На вопросы предпринимателей по телефону «горячей линии» смогут ответить специалисты 10 объектов инфраструктуры для бизнеса: Центра поддержки экспорта, Гарантийного фонда, ДАСИ, уполномоченного по защите прав предпринимателей, краевого сельскохозяйственного фонда, Комсомольского-на-Амуре краевого бизнес-инкубатора, КАСП, Агентства инвестиций и развития края, регионального Фонда поддержки малого предпринимательства, корпорации развития края.
Так, например, при появлении вопросов по финансовой помощи, оператор соединит абонента с Фондом поддержки малого предпринимательства. Специалисты проконсультируют бизнесмена по оформлению льготных займов.
«Главная цель «горячей линии» - информационная поддержка, как начинающих, так и действующих предпринимателей, реализующих, в том числе, инновационные или социальные проекты. Инвесторы смогут получить данные о мерах поддержки, льготах, производственных площадках в ТОРах и индустриальных парках. Если бизнесмен не может определиться с формой регистрации или выбрать удобный налоговый режим, оператор соединит его с опытным бухгалтером. Также можно записаться на бесплатное обучение, задать юридические вопросы, разобраться, какие меры поддержки от края подходят именно вашему бизнесу», - рассказал зампред правительства края - министр инвестразвития и предпринимательства Юрий Чайка.
Режим работы «горячей линии»: с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00. Звонок бесплатный. При этом, если обращения поступают в нерабочее время, по каждому обязательно дается обратная связь. В будущем справочный центр будет работать в круглосуточном режиме, передает fond27.ru.
Валерий Лапин
8800-555-3909 - полезная информация и консультация предпринимателей края с 9 до 18 часов с понедельника по пятницу

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +15, 6 м/c С-В

17.08
день
+14..+16
6 м/c  С-В
17.08
вечер
+14..+16
5 м/c  С-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.9961 0.1054
EUR, ЦБ РФ
73.2227 -0.2323
JPY, ЦБ РФ
62.1696 0.1344
CNY, ЦБ РФ
93.6806 -0.0419

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика